Исключение объекта из перечня постановления № 700-ПП как способ снижения налогового бремени для организации

По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Преимуществом данной системы является возможность снижения налоговой базы с учетом вычета накопленной амортизации (износа) в целях минимализации (оптимизации) налогового бремени.

Оптимизация налогообложения

Между тем некоторые собственники недвижимого имущества с момента принятия Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» столкнулись со значительным увеличением налогового бремени. В приложениях №№ 1,2 к вышеуказанному постановлению сформирован такой перечень с кадастровыми номерами и их адресами.

Согласно положениям пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и коррелирующим им положениям со статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организации» по состоянию на сегодняшний день утверждены критерии имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость входят:

  • административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, за исключением многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения объектов торговли, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, фактически используемые для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров;
  • недвижимое имущество иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • жилые помещения, гаражи и машино-места;
  • объекты незавершенного строительства;
  • жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • отдельно стоящие нежилые здания (строений, сооружений) и помещения в них, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Москвы, если указанные объекты предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • нежилые помещения, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Москвы, если указанные объекты предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В пунктах 3,4 статьи 378.2 НК РФ раскрывается содержание понятий административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

Мероприятия по определению вида фактического использования недвижимости для целей налогообложения проводятся Государственным бюджетным учреждением города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2014 № 257 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения» и оформляются актом о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения.

При этом если собственник считает, что его имущество не обладает признаками, определёнными вышеуказанными нормативными актами, что соответственно незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере, он может обратиться в суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП в части включения в перечень пункта, который содержит информацию о таком имуществе и исключении этого объекта. При формулировании требований необходимо обратить особое внимание, что перечни ежегодно обновляются. Таким образом номер пункта перечня, содержащий информацию об имуществе, будет отличаться для каждого года.

В качестве доказательств можно предоставить документы технического учета (инвентаризации), которые не содержат сведений позволяющих отнести предмет спора к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, фотоматериалы, указывающие на отсутствие по адресу иных организаций, внутренние документы компании, содержащие информацию о видах деятельности, численности сотрудников и т.д.

Также необходимо произвести расчет определения фактического использования имущества по методике, определенной Постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2014 № 257 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения».

Одним из самых частых нарушений, содержащимся в акте для целей налогообложения является недостаточность доказательств, позволяющих суду сделать выводы о нахождении в здании помещений, соответствующих критериям статьи 378.2 НК РФ. Так, например, в акте обычно содержатся несколько фотографий, не содержащих информации о количестве организаций, находящихся в здании. Кроме того, такие фотографии визуализируют чаще всего фасад, но не содержат информации с внутренних помещений.

Данные выводы подтверждаются обширной судебной практикой. При отсутствии обоснований, а именно отсутствия необходимой аргументации, содержащейся в акте, суд удовлетворяет требование административного заявителя и исключает объект из перечня. Вступившее в законную силу решение является основанием для обращения в налоговые органы в целях перерасчета налога и возврата его в случае уплаты.