Распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица

Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Анализируя указанное положение, можно сделать вывод о том, что в случае, если компания ликвидирована, то все ее права и обязанности, в том числе вещные права на имущество, обязательственные права, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности считаются утраченными. Очевидно, что данная ситуация не может отвечать интересам как участников юридического лица, так и его кредиторов.

Поэтому гражданским кодексом предусмотрена процедура, которая крайне применяется арбитражными судами — процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Редкость данной судебной процедуры обуславливается тем, причина возникновения ситуации, когда юридическое лицо (ООО, АО, ЗАО) ликвидировали (как правило, по решению ФНС), а впоследствии выяснятся, что у организации были счета, на которых есть денежные средства, или же есть имущество — автотранспорт или недвижимость (жилое или нежилое помещение, земельный участок). Как правило, ликвидация юр. лица происходит по инициативе налогового органа — компания не сдает отчетность, либо ее юридический адрес является местом массовой регистрации.

И возникает правовая коллизия — имущество есть, а принадлежит оно юр лицу, которого уже нет. Соответственно и сделать с этим имуществом ничего нельзя — до него не могут добраться ни кредиторы, ни собственники (учредители) ликвидированного юридического лица. Банки моментально откажут вам в возврате денежных средств, Росреестр не будет перерегистрировать недвижимость.

Распределение обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица

Возникает закономерный вопрос: что же в таком случае делать?

В силу абзаца 2 пункта 5.2. статьи 64 ГК РФ заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Самое первое, что нужно сделать лицу, решившему начать эту процедуру, нужно определиться с кандидатурой квалифицированного арбитражного управляющего. При обращении в суд у вас будет право на указание того СРО, в котором состоит выбранный вами управляющий.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5.2. статьи 64 ГК РФ, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

Второе — очень важно юридически грамотно составить заявление в арбитражный суд с ходатайством о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Основная проблема в том, что судьи крайне редко сталкиваются с такой процедурой и не хотят брать на себя риски того, что их определения могут быть отменены в случае жалоб какой-либо стороны по делу. Поэтому суд постарается найти любую формальную зацепку для того, что бы вернуть заявление без рассмотрения дела по существу.

Важно понимать, что процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ. В случае, если отношения сторон прямо не урегулированы текущим законодательством или взаимным соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, то можно действовать согласно пункта 2 статьи 6 ГК РФ, если это прямо не противоречит существу этих статей.

По смыслу вышеуказанных правовых норм, в рассматриваемом нами случае суд частично восстанавливает гражданскую правоспособность ликвидированного юридического лица, и назначает выбранного вами арбитражного управляющего действовать от имени ликвидированного общества с полномочиями ликвидатора. В рамках своих полномочий, определённых арбитражным судом, арбитражный управляющий, действуя как единоличный исполнительный орган юридического лица, вправе истребовать от любых уполномоченных лиц, включая государственные органы, сведения о ликвидируемом юридическом лице, а также выступать от его имени в судах любых юрисдикций в качестве истца, ответчика или же в ином процессуальном статусе.

После этого, арбитражный управляющий направляет все необходимые запросы контрагентам и банкам, поучает информацию, обобщает ее, анализирует данные ликвидационного баланса, рассматривает поступившие требования кредиторов, а так же иные документы, находящиеся в распоряжении у него и устанавливает порядок очередности требований кредиторов.

В случае, если требования кредиторов отсутствуют, то он распределяет обнаруженное имущество ликвидированного юридического лица между его участниками (учредителями). Так же, если кредиторы у юр. лица отсутствуют и распределение имущества будет происходить между участниками общества, то управляющий проводит собрание участников общества, на котором собранием утверждается порядок и денежный расчет по распределению имущества.

В случае, если у организации выявлено движимое или недвижимое имущество, то управляющий проводит оценку с целью определения его текущей рыночной стоимости. После этого это имущество выставляется на торги путем проведения публичных торгов по правилам, установленным ст. 447-449 ГК РФ, а вся выручка от реализации этого имущества распределяется между всеми кредиторами организации (в случае, если кредиторов нет, то денежные средства распределяются между участниками общества) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления данной процедуры.

Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абз. второй п. 1 ст. 58 Закона об ООО);
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абз. третий п. 1 ст. 58 Закона об ООО).

Согласно п. 2 ст. 58 Закона об ООО требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

В том случае, если найденного имущества (денежных средств, активов в виде движимого или недвижимого имущества) недостаточно для распределения между всеми кредиторами, то арбитражный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.

Заявление в суд о признании должника банкротом

В конце процедуры, арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры распределения обнаруженного имущества юридического лица. К этому ходатайству приобщается отчет о результатах проведенной процедуры и полный расчет по распределению самого обнаруженного имущества.

Последствия ликвидации юридического лица и распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, между ее участниками следующие:

Процедура ликвидации юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
До момента исключения из реестра данное юридическое лицо остается правоспособным и обязано своевременно и правильно исчислять, и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур.
Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, а именно ст. 64 ГК РФ. Данной нормой предусмотрено, что расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь. Причем, как указывалось выше, требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п.2 ст. 64 ГК РФ).

Учитывая вышеуказанные нормы, а также позицию, изложенную в письме Минфина России от 19 июня 2006 года № 03-03-04/1/525, сам по себе факт распределения имущества в пользу участников ликвидируемого юридического лица не является реализацией в целях налогообложения прибыли, и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций у ликвидируемой организации в этом случае не возникает.

В письме Минфина от 05.04.2011 N 03-03-06/1/212 указано, что в соответствии с п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков — акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
При этом, учитывая изложенное, первоначальная стоимость объектов основных средств, принимаемых налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком) от ликвидируемой организации, в целях налогового учета определяется исходя из рыночной цены получаемого им имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
Передача имущества, распределяемого ликвидационной комиссией в порядке, установленном Законом об ООО, не приводит к возникновению дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли, у ликвидируемого общества.

Одновременно с этим у ликвидируемого общества не возникает расходов в виде стоимости передаваемого имущества, независимо от того, осуществляется ли данная передача в пределах или свыше первоначального вклада. Такая позиция обусловлена тем, что подобные расходы не направлены на получение дохода (пп. 3 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Что же касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками, не является реализацией данного имущества и не подлежит обложению НДС.

Обратите внимание, что данная процедура может быть назначена исключительно при доказанном наличии денежных средств, достаточных для ее проведения, с учетом компенсации расходов арбитражного управляющего на ее проведение!

UPDATE:
Верховный Суд РФ указал: законодательство не устанавливает, что правом на подачу заявления о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированной организации наделено только то лицо, заинтересованность которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда.

При рассмотрении таких заявлений (о введении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица) судам необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии у заявителя статуса заинтересованного лица, наделенного правом инициировать процедуру распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица; наличие у ликвидированного хозяйствующего субъекта имущества и наличие у него неисполненного обязательства.

«Толкование пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ, в том смысле, в котором оно лишает возможности заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган на удовлетворение заявления о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из реестра, в случае представления доказательства наличия у ликвидированного лица дебиторской задолженности, не может быть признано правомерным и соответствующим целям включения положений о распределении обнаруженного имущества в гражданское законодательство», — указывает в своем постановлении Верховный суд.