Прокуратура собралась проверять юридических лиц, находящихся в процедуре банкротства, у которых есть долги по заработной плате как перед действующими сотрудниками, так и перед бывшими сотрудниками.
Генеральная прокуратура подготовила новый проект приказа о надзоре за соблюдением трудового законодательства, в котором она возложила обязанность на прокуроров по проверке компаний с долгами перед сотрудниками по заработной плате. Должников будут вносить в специальный реестр.
На прокуроров будет возложена обязанность изучать бухгалтерскую отчетность банкротных компаний, а так же поиск признаков преднамеренного банкротства. Прокуроры смогут истребовать в ФНС (Федеральная налоговая служба) и Росфинмониторинг для поиска финансовых транзакций по выводу денежных средств и определять сомнительные операции, служащие для целей вывода активов с баланса должников на балансы фирм-однодневок с последующей легализацией похищенного имущества.
Для инициации проведения проверки будет достаточно двух жалоб на невыплаченную зарплату. Также прокуроров обяжут реагировать на письменные обращения граждан о нарушении правил охраны труда и о незаконном отказе в заключении трудового договора.
Вообще, очень странная инициатива. Все работники поголовно жалуются на управляющих по факту невыплаты заработной платы. А конкурсные управляющие не платят зарплату работникам по простой причине — у компании должника банально нет денег. И прокуратура, которая, как правило, по экономической части подкована крайне слабо, начинает заниматься казуистикой — пишет запросы, грозит проверками и уголовными делами в отношении арбитражного управляющего.
Прокуратура будет проверять и компании-должники, находящиеся в процедуре банкротства — у которых есть долги по зарплате перед действующими или бывшими. В частности, прокуратура будет проверять исполнение арбитражными управляющими закона в части включения в реестр требований работников, взыскания дебиторской задолженности, возврата отчужденных активов, а так же недопущения затягивания процедуры.
Опять же какой-то идиотизм. Откуда прокурору знать, затягивается процедура банкротства или нет? Для этого есть арбитражный суд, который продляет процедуру банкротства настолько, насколько он посчитает нужным. И прокуратура ему в этом вопросе вообще не указ — это различные ветви власти. А конкурсный управляющий делает ровно то, что ему говорит суд.
У прокуроров будет право вступать участником дела в процедуре банкротства, в отношении которых выявлен факт уклонения от уплаты налогов или воспользовались «антиотмывочные» лазейками. Так же прокуратура должна инициировать погашение долгов по зарплате за счет средств из бюджета с одновременной уступкой права требования долга в пользу госорганов.
Под соусом вывода денежных средств можно объявить практически любую транзакцию. Очень часто в момент банкротства уже больше половины контрагентов должника не существует — многие исключены из ЕГРЮЛ.
Прокурорским проверкам также будут подвергаться компании, которые:
- выступают ответчиками по искам сотрудников. Прокуратура должна следить за такими делами;
- ввели режим неполного рабочего дня или недели либо планирует сократить штат. Прокуратура получит такую информацию от органов службы занятости;
- столкнулись с социальным протестом сотрудников, то есть с забастовкой, голодовкой, митингом. Сейчас на такое обращают внимание, если они связаны с массовыми невыплатами зарплаты или увольнениями;
- допустили несчастный случай на производстве;
- принимают в штат преимущественно мигрантов.
Генпрокуратура дополнительно предлагает объединить компетенции МВД и ФСБ на проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и пресечения криминальных банкротств бизнеса.
Я так понимаю, силовики решили попробовать потренировать совместное межведомственное взаимодействие, что в целом очень даже неплохо. Смущает только одно — беззащитные арбитражные управляющие, и суд, который, к сожалению, категорически редко принимает сторону управляющих.
Я соглашусь, что иногда бывают дела, в которых наглые собственники или вороватое руководство кидают контрагентов и участие органов МВД или прокуратуры очень нужно. Но в реальности, всегда есть куча дел, когда силовые методы воздействия нарушают нормализованную арбитражную практику.