Верховный Суд РФ учел право должника на обучение и поддержал правомерность единовременного исключения денежных средств из конкурсной массы на оплату обучения по договору об образовании.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2022 по делу № А71-1911/2022 физическое лицо – должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.
Должник обратился в арбитражный суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы должника единовременно денежных средств в размере 33 500 руб. на оплату обучения. Должник указывал, на то, что образование является первым. Бесплатное получение данного образования невозможно по причине того, что бесплатная форма обучения представляет из себя очную форму обучения, которая предполагает ежедневное посещение учебного заведения. Должник же официально трудоустроен, что препятствует получению бесплатного образования по очной форме обучения.
Кредитор, возражая против заявленного ходатайства, указывает на то, что должник не привел доводов, свидетельствующих о том, что исключаемые денежные средства необходимы для поддержания жизнедеятельности гражданина и удовлетворения его жизненно необходимых потребностей. Отмечает, что заявленные расходы не являются жизненно необходимыми в условиях банкротства должника в связи с их недоказанностью должником, а исключение из конкурсной массы денежных средств, влечет нарушение прав кредиторов, препятствует реализации основной цели банкротства и нивелирует социальные гарантии, предоставляемые должнику в период его нахождения в процедуре банкротства, поскольку социальные гарантии не могут прикрывать необоснованное исключение денежных средств из конкурсной массы.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2023, из конкурсной массы единовременно исключены денежные средства в сумме 33 500 рублей на оплату обучения в Удмуртском государственном университете по договору об образовании.
Получая высшее профессиональное образование, должник повышает свой профессиональный уровень, тем самым обеспечивает получение стабильного и более высокого дохода, который является источником погашения требований, что влечет увеличение конкурсной массы, и не входит в противоречие с интересами кредиторов. Документально подтвержденные доводы о чрезмерности, явной неразумности размера таких расходов или ином злоупотреблении должником правами не приведены кредитором.
Суды удовлетворяя ходатайство должника, исходили из того, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении КС РФ от 12.07.2007 № 10-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 №14-0-0, суды указали, что законодатель должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
Определением от 09.02.2024 № 309-ЭС23-28681 по делу № А71-1911/2022 Верховный Суд РФ со ссылкой на положения статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» указал, что в рассматриваемом споре нарушения баланса интересов не подтверждено.
Данный судебный акт является важным не только относительно правоприменительной практики в делах о банкротстве, но и еще раз подчеркивает важность соблюдения фундаментальных прав каждого человека.
Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2024 № 309-ЭС23-28681 несет в себе правовую позицию о возможности исключения из конкурсной массы должника денежных средств свыше установленного законом размера в случае, если они требуются должнику для оплаты его образования.
Между тем считаю, что данные правовые выводы закономерно также применить и при рассмотрении вопроса об исключении денежных средств из конкурсной массы должника в случае необходимости оплаты обучения лиц, находящихся на его иждивении.