В декабре 2019г. Верховный суд (ВС) РФ дал зеленый свет (сделал, так сказать, новогодний подарок детям) для привлечения к субсидиарной ответственности детей бизнесменов и предпринимателей, не исключая даже несовершеннолетних (Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 N 305-ЭС19-13326 по делу N А40-131425/2016, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.12.2019 N 305-ЭС19-13326 по делу N А40-131425/2016).
ВС РФ обозначил их ответственность за реальный вывод активов в процедурах банкротства путем возложения солидарной ответственности за нанесение крупного ущерба конкурсным кредиторам. ВС РФ категорично указал на то, что взыскание с близких родственников должно проходить двумя вариантами: либо в рамках признаниях сделки мнимой (нужно оценивать фактическое отчуждение имущества), либо же взыскивать в порядке возмещения вреда.
Логично, что теперь процесс возврата имущества в конкурсную массу должника будет проходить намного быстрее, поскольку опираясь на определение суда в рамках дела о банкротстве можно будет быстро получить исполнительный лист в отношении переданного (подаренного) имущества, либо же быстро оспорить последующие отчуждения имущества по цепочке сделок.
Опять же, не забываем и про ст.1080 Гражданского кодекса об ответственности за совместно причиненный вред кредиторам. Юристам при доказывании вины лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, стоит учесть ее в доказательной базе. К тому же учитываем, что требования кредиторов всегда преследуют одну единственную цель — попытаться возместить убытки в полном объеме (ст. 15 ГК РФ).
Объективности ради стоит отметить, что размер субсидиарной ответственности, в котором дети должны солидарно отвечать по обязательствам, будет определяться исключительно в пределах стоимости полученного ими имущества, т.е. величине отчужденной из конкурсной массы должника суммы активов, оставленных в семье.
Таким образом, механизм привлечения к солидарной субсидиарной ответственности становится действенным способом добраться до лакомых активов, особенно, если сроки по оспариванию сделок должника истекли.