Согласно п. 3 ст. 213.30 ФЗ №127 ЗоБ, при завершении процедуры банкротства для должника физического лица наступают последствия в виде дисквалификации — гражданин в течение трех лет с даты завершения в отношении него процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры не вправе занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Бывший должник, прошедший процедуру банкротства физического лица решил стать участником общества с ограниченной ответственностью. Через нотариуса он подал в регистрирующий орган соответствующее заявление по утвержденной форме о внесении изменений в ЕГРЮЛ — о новом участнике общества. Регистрирующий орган отказал ему в государственной регистрации, достоверно установив, что в данный гражданин был признан банкротом и в отношении него была проведена процедура реализации имущества, которая завершилась списанием всех долгов. Гражданин естественно не согласился с вынесенным отказом и обжаловал его в вышестоящий регистрирующий орган — центральный аппарат ФНС России.
Рассматривая жалобу гражданина, прошедшего процедуру банкротства, ФНС России указала, что при завершении процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о его банкротстве, он может быть зарегистрирован как новый участник (учредитель) компании. Однако правом принимать решения или одобрения каких либо решений он не полномочен.
ФНС пришла к выводу, что положения вышеуказанной статьи закона о банкротстве не лишают бывшего банкрота на его законное право по приобретению статуса участника общества. Тем не менее, ограничения в принятии решений обязательных для общества и замещении должности единоличного исполнительного органа (руководителя) общества для него сохраняются.