Госпошлина по обособленным спорам в банкротстве

Сегодня Президент подписал закон, разработанный ВС РФ, который увеличил порог входа в процедуру банкротства и упростил рассмотрение обособленных споров.

ВС РФ так же опубликовал Обзор практики №1 за 2024 год, где он очень своеобразно толкует нормы Налогового кодекса РФ таким образом, что теперь появляются фантастические государственные пошлины по обособленным спорам.

Нововведения по оплате госпошлины:

Госпошлина исходя из цены иска как для имущественных требований — пп.1 п.1 ст. 333.21 НК РФ:

  • субсидиарная ответственность;
  • возмещение убытков, причиненных КДЛ и/или АУ;
  • истребование имущества, обязание передать имущество;
  • включение требований в реестр или возражения (разногласия) относительно рассмотрения арбитражным управляющим требования кредитора (если требование не подтверждено вступившим в законную силу судебным актом).

Госпошлина в размере для заявлений об оспаривании сделок — пп.2 п.1 ст. 333.21 НК РФ

  • оспаривание торгов;
  • признание сделок недействительными.

Госпошлина для заявлений неимущественного характера — пп.4 п.1 ст. 333.21 НК РФ

  • разрешение разногласий;
  • признание незаконными действий / бездействия АУ (по каждому эпизоду);
  • отстранение АУ;
  • заявления о намерении (статьи 60, 711, 851, 1121, 113, 125, 129.1, 145, 201.15 и другие статьи Закона о банкротстве);
  • иные.

При подаче апелляционных, кассационных и надзорных жалоб — госпошлина по правилам пп. 12 и 12.2 п.1 ст. 333.21 НК РФ.

Госпошлина не уплачивается при рассмотрении процессуальных ходатайств и заявлений, связанных с движением дела о банкротстве (продление процедуры, утверждение/освобождение АУ, утверждение вознаграждения АУ и др.).

При рассмотрении обособленных споров, инициируемых гражданином-должником, а также по иным социально значимым категориям споров (например, связанным с защитой прав работников должника, прав участников долевого строительства при банкротстве застройщиков или прав вкладчиков кредитных организаций) судам следует учитывать положения п.2 ст. 333.22 НК РФ, предполагающие право суда по ходатайству освободить заявителя от уплаты госпошлины, исходя из имущественного положения плательщика.

При разрешении вопросов об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины (п. 1 ст. 333.41 НК РФ) по требованиям, предъявляемым АУ в интересах кредиторов, судам в целях обеспечения доступности правосудия и реализации права на судебную защиту следует принимать во внимание необходимость выполнения АУ возложенных на них обязанностей в пределах сроков процедур банкротства, имущественное состояние конкурсной массы на день предъявления требования и наличие у АУ фактической возможности осуществить уплату госпошлины.

P.S.
С нетерпением жду фразу в процессе от судьи про фразу: «наличие у АУ фактической возможности осуществить уплату государственной пошлины» — ну у вас же есть личные деньги — заплатите 200 тыс. за субсидиарку из своего кармана за счет личных средств, а потом когда-нибудь сможете вернуть.

P.P.S. Теперь будем подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в порядке пункта 7 статьи 61.16 Закона о банкротстве (так называемая субсидиарка без размера до расчетов с кредиторами).