НСПАУ направило письмо министру экономического развития Российской Федерации Решетникову М.Г. с целью внесения изменений в действующее законодательство относительно случаев призыва арбитражных управляющих на военную службу.
Уважаемый Максим Геннадьевич!
Национальный Союз профессионалов антикризисного управления (далее – Союз, НСПАУ) является национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в связи с чем, на основании пункта 9 статьи 26.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) вправе представлять интересы саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, защищать права и законные интересы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также формировать предложения о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности арбитражных управляющих.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности в сфере банкротства, назначается арбитражным судом для проведения процедур банкротства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» арбитражный управляющий призван обеспечивать достижение публично-правовой цели института банкротства, в связи с чем, он наделяется полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.
Особый правовой статус арбитражного управляющего позволяет координировать всю хозяйственную деятельность должника, включая градообразующие и стратегические предприятия, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства или в случае отстранения руководителя должника – исполнять полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия.
В силу статьи 34 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является лицом, участвующим в деле о банкротстве, с правом совершать предусмотренные Законом о банкротстве процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных ему прав действия.
Согласно Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация на территории Российской Федерации.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени (пункт 2 статьи 1 Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
В настоящее время в НСПАУ поступают обращения от саморегулируемых организаций – членов Союза и непосредственно от арбитражных управляющих, задействованных в процедурах банкротства, о дальнейших действиях в условиях мобилизации, в том числе, в случае получения арбитражным управляющим повестки о призыве на военную службу по мобилизации.
Учитывая изложенное, просим дать разъяснения в отношении особенностей применения Закона о банкротстве в условиях мобилизации, в том числе в отношении порядка освобождения от ведения процедуры банкротства арбитражного управляющего, призванного на военного службу, а также по порядку утверждения новой кандидатуры арбитражного управляющего.
Полагаем, что в случае призыва арбитражного управляющего на военную службу освобождение от возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве должно осуществляться арбитражным судом с даты поступления в суд заявления арбитражного управляющего об освобождении от исполнения обязанностей в деле о банкротстве с приложением копии повестки о призыве на военную службу или с даты поступления ходатайства саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, призванный на военную службу. При этом, считаем целесообразным одновременное назначение новой кандидатуры арбитражного управляющего по представлению саморегулируемой организации, членом которой является призванный на военную службу арбитражный управляющий.
Просим также рассмотреть вопрос о незамедлительном внесении изменений в Закон о банкротстве и иные нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с мобилизационными условиями.
1. В случае освобождения от ведения процедуры банкротства арбитражного управляющего, призванного на военного службу, в целях процессуальной экономии, обеспечения возможности осуществления фактического правопреемства, в том числе передачи всех документов и материалов по процедуре новому арбитражному управляющему, а также сохранения контроля за ходом процедуры банкротства, считаем целесообразным предоставить полномочия по направлению в арбитражный суд новой кандидатуры арбитражного управляющего саморегулируемой организации, членом которой является призванный на военную службу арбитражный управляющий. При этом необходимо предусмотреть такое основание освобождения от ответственности арбитражных управляющих за непередачу документации и имущества, как призыв на военную службу.
2. Ввести в Закон о банкротстве механизм приостановления членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации (на срок нахождения на военной службе). Предлагаемый механизм позволит арбитражному управляющему не уплачивать членские и иные взносы, не заключать договор обязательного страхования ответственности, саморегулируемой организации арбитражных управляющих – сохранить свой правовой статус, обеспечив соответствие условию о минимальной численности членов.
3. В целях соблюдения конституционного права на судебную защиту призванного на военную службу арбитражного управляющего, а также принципа справедливости юридической ответственности, с даты принятия судом заявления об освобождении указанного арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве (или аналогичного ходатайства саморегулируемой организации) считаем необходимым обеспечение следующих процессуальных последствий:
— на срок нахождения на военной службе приостанавливается рассмотрение жалоб (обращений, заявлений) в отношении действий арбитражного управляющего, связанных с его деятельностью, в том числе направленных в саморегулируемые организации, административных дел, заявлений о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности (при этом жалобы (обращения, заявления), поданные в период нахождения арбитражного управляющего на военной службе, остаются без рассмотрения с сохранением возможности повторного направления и рассмотрения после возвращения его с военной службы);
— на срок нахождения на военной службе арбитражного управляющего приостанавливается рассмотрение заявлений о взыскании убытков, связанных с его деятельностью, в том числе споры по выплатам из компенсационного фонда ввиду отсутствия возможности реализации права регрессного требования, приостанавливается взыскание убытков по решениям судов, вступивших в законную силу;
— прерываются процессуальные сроки на совершение установленных в процедуре банкротства действий арбитражного управляющего — до даты утверждения нового арбитражного управляющего.
4. В случае призыва должника — физического лица на военную службу необходимо законодательно обеспечить приостановление процедуры банкротства на период прохождения им службы.
Кроме того, просим обеспечить возможность свободного передвижения арбитражных управляющих между различными субъектами Российской Федерации в целях исполнения возложенных на них обязанностей (при отсутствии мобилизационного предписания).