Сегодня становится очень популярна интернет торговля. Во-первых – это занимает меньше времени, чем поход в магазин, во-вторых, на маркетплейсе (например: Ozon, AliExpress, Wildberries, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет) можно сравнивать товары по характеристикам – ведь продавец обязан предоставлять полную информацию по количеству, качеству, комплектации товара, а также по цвету и размеру. Кроме того, можно изучить отзывы покупателей в карточке товара.
Однако, как и любая покупка товара в магазине покупка на маркетплейсе также должна соответствовать Закону о защите прав потребителей.
Расскажем об основных проблемах, с которыми может столкнуться покупатель при покупке в интернет-магазине, а также как защитить свои права при покупке на маркетплейсе?
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения в области розничной торговли и защищает права покупателей как при покупке в интернет-магазине, так и на маркетплейсах.
В первую очередь покупатель может предъявить претензию в случае размещения ненадлежащей информации о товаре в карточке товара.
Закон о защите прав потребителей обязывает продавца предоставить покупателю полную и достоверную информацию и несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, покупатель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Владелец интернет-магазина или маркетплейса (агрегатора), предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Покупатель вправе предъявить требование к владельцу маркетплейса (агрегатора) о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) при наличии условий, установленных Законом о защите прав потребителей.
Что может потребовать покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков?
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками;
- полного возмещения убытков.
При покупке товара на сайте интернет-магазина или маркетплейсе (агрегатор) покупатель имеет те же права, что и при покупке товара в обычном магазине.
В случае обнаружения недостатков товара, покупателю необходимо попытаться урегулировать вопрос непосредственно с продавцом через форму обратной связи, предусмотренной на сайте интернет-магазина, маркетплейса. Если не удалось решить ситуацию, то у покупателя есть право на обращение с соответствующим иском в суд.
При этом необходимо установить кто является продавцом, кто является владельцем интернет-магазина или владельцем маркетплейса (агрегатора). Это имеет значение для правильного определения ответчика. Ведь неправильное определение ответчика ведет к отказу в удовлетворении требований в суде.
Кроме того, покупателю необходимо учесть положения, которые регулируют отношения между продавцом и владельцем маркетплейса, а также условия продажи товаров покупателю. При регистрации покупателя на сайте, он заполняет форму и фактически подписывает документы – договоры между владельцем сайта и покупателем относительно условий покупки товара, а также подтверждает ознакомление с условиями взаимодействия продавцов и владельцем сайта.
В какой суд подать иск о защите прав потребителей?
Если не удается договориться с продавцом, интернет-магазином, маркетплейсом (агрегатором), то в качестве средства защиты нарушенных прав (возврата денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, взыскании убытков, возврата товара) покупатель может обратиться с иском в суд. При этом покупатель может предъявить претензии по своему выбору в суд по месту:
- нахождения организации – продавца, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
- жительства или пребывания истца – покупателя;
- заключения или исполнения договора.
Государственную пошлину при подаче иска уплачивать не надо.
Наши юристы и адвокат помогут Вам оценить все риски и грамотно составить обращение или иск в защиту ваших прав.