Как взыскать деньги с маркетплейса?

Сегодня становится очень популярна интернет торговля. Во-первых – это занимает меньше времени, чем поход в магазин, во-вторых, на маркетплейсе (например: Ozon, AliExpress, Wildberries, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет) можно сравнивать товары по характеристикам – ведь продавец обязан предоставлять полную информацию по количеству, качеству, комплектации товара, а также по цвету и размеру. Кроме того, можно изучить отзывы покупателей в карточке товара.

Маркетплейс
Маркетплейс — Ozon, AliExpress, Wildberries, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет

Однако, как и любая покупка товара в магазине покупка на маркетплейсе также должна соответствовать Закону о защите прав потребителей.

Расскажем об основных проблемах, с которыми может столкнуться покупатель при покупке в интернет-магазине, а также как защитить свои права при покупке на маркетплейсе?

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения в области розничной торговли и защищает права покупателей как при покупке в интернет-магазине, так и на маркетплейсах.

В первую очередь покупатель может предъявить претензию в случае размещения ненадлежащей информации о товаре в карточке товара.

Закон о защите прав потребителей обязывает продавца предоставить покупателю полную и достоверную информацию и несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, покупатель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Владелец интернет-магазина или маркетплейса (агрегатора), предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Покупатель вправе предъявить требование к владельцу маркетплейса (агрегатора) о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги) при наличии условий, установленных Законом о защите прав потребителей.

Что может потребовать покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков?

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками;
  • полного возмещения убытков.

При покупке товара на сайте интернет-магазина или маркетплейсе (агрегатор) покупатель имеет те же права, что и при покупке товара в обычном магазине.

В случае обнаружения недостатков товара, покупателю необходимо попытаться урегулировать вопрос непосредственно с продавцом через форму обратной связи, предусмотренной на сайте интернет-магазина, маркетплейса. Если не удалось решить ситуацию, то у покупателя есть право на обращение с соответствующим иском в суд.

При этом необходимо установить кто является продавцом, кто является владельцем интернет-магазина или владельцем маркетплейса (агрегатора). Это имеет значение для правильного определения ответчика. Ведь неправильное определение ответчика ведет к отказу в удовлетворении требований в суде.

Кроме того, покупателю необходимо учесть положения, которые регулируют отношения между продавцом и владельцем маркетплейса, а также условия продажи товаров покупателю. При регистрации покупателя на сайте, он заполняет форму и фактически подписывает документы – договоры между владельцем сайта и покупателем относительно условий покупки товара, а также подтверждает ознакомление с условиями взаимодействия продавцов и владельцем сайта.

В какой суд подать иск о защите прав потребителей?

Если не удается договориться с продавцом, интернет-магазином, маркетплейсом (агрегатором), то в качестве средства защиты нарушенных прав (возврата денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, взыскании убытков, возврата товара) покупатель может обратиться с иском в суд. При этом покупатель может предъявить претензии по своему выбору в суд по месту:

  • нахождения организации – продавца, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
  • жительства или пребывания истца – покупателя;
  • заключения или исполнения договора.

Государственную пошлину при подаче иска уплачивать не надо.

Наши юристы и адвокат помогут Вам оценить все риски и грамотно составить обращение или иск в защиту ваших прав.