Банки требуют у ФАС запретить рекламу банкротства

Банкирам настолько припекло, что они дружно скинулись и поручили АБР (Ассоциация банков России) подготовить слезливое письмо руководству ФАС с требованием о внесении поправок в действующий закон о рекламе (ФЗ №38).

Федеральная антимонопольная служба
Федеральная антимонопольная служба

Предложенные ими поправки должны запретить рекламу процедур банкротства. Запретить напрямую они к своей обиде не могут, поэтому они требуют увеличить хронометраж рекламных роликов за счет включения в них информации о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, а так же требуют включения в рекламные сообщения цены услуги. АБР отмечает недопустимость каких либо обещаний посредников о списании финансовых обязательств у граждан и использование различных «тезисов и постулатов», которые вводят в заблуждение потребителей о предлагаемых посредниками услугах.

Когда видишь подобные предложения по регулированию рынка от финансовых воротил, слезы жалости сразу же выступают на глазах. Насколько убогим должен быть банковский бизнес, что бы вместо того, что бы в конкурентной борьбе усиливать качество своих услуг, они пытаются задавить мелких игроков, с трудом зарабатывающих себе на хлеб, административным ресурсом? Где регламенты по оценке заемщика, где залоговые требования к обеспечению по кредитам? Ничего подобного нет и в помине — у всех скоринг, скоринг, скоринг… Почему бы им не выступить с предложением об обязании банков указывать точную процентную ставку по кредиту?

Сколько я не общался с должниками — все как один твердят, что ни один банк добровольно не реструктуризировал задолженность на адекватных условиях. Максимум, что предлагали — увеличивали срок кредита и немного смещали выплату тела долга. Никто из банков не предложил заемщику полностью перестать начислять проценты на выданный кредит, или снизить процентную ставку — никто. Я уверен, что многие бы отказались от процедуры банкротства, если банки добровольно дали им такую возможность.

Немногие из заемщиков знают, что заморозить выплату банковских процентов можно путем введения через арбитражный суд одной из процедур банкротства — процедуры реструктуризации долгов. При этом в суде утверждается план реструктуризации сроком на 3 (три) года, начисление процентов полностью замораживается, и заемщик платит исключительно сам долг установленными планом платежами.

По всей видимости, банки на одну чашу весов кладут потери по кредитам, списанным через процедуры банкротства, а на другую чашу — проценты по тем займам, которые до сих обслуживаются клиентами. И учитывая, что банки начали прилагать значительные усилия к тому, что бы запретить рекламу банкротства, весы начали потихоньку смещаться в сторону убытков по списаниям.

К сожалению, на моей памяти нет ни одного случая, когда бы ФАС защитила конкуренцию на рынке. Возможно, эти случаи есть — но я их не помню. Максимум, что с трудом вспоминается, это какие то копеечные штрафы лукойлу и роснефти, которые были 10 лет назад за миллиарды, которые они вроде бы собрали с рынка в результате картельного сговора по повышению цены на бензин. Пока ФАС не развалит ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании), воспринимать её как структуру, которая действует во благо потребителя, будет глубоким заблуждением.

Поэтому я допускаю вероятность того, что поправки в закон о рекламе и установлении дополнительных требований к рекламным сообщениям, будет принят в редакции банковского сообщества. Может случится и так, что у кого то появятся новые, комфортабельные дачи на Новорижском шоссе…