В январе 2024 года Государственная Дума Российской Федерации приняла к рассмотрению законопроект, внесенный Верховным судом Российской Федерации, касающийся внесения изменений в законодательство о банкротстве.
В пояснительной записке к законопроекту указывается на растущее количество банкротных дел, что приводит к необоснованному повышению трудозатрат и расходов на проведение полноценного процесса: принятие заявления с вынесением соответствующего определения, назначение судебного разбирательства и извещение сторон о времени и месте такого разбирательства, а также проведение судебного заседания с вынесением и изготовлением судебного акта в полном объеме, дальнейшая отправка копий судебных актов участникам спора.
В законопроекте предлагается увеличить минимальную сумму требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица до 2 млн. рублей.
Вносятся дополнения в статью 16 Закона о банкротстве, согласно которым если арбитражный управляющий и (или) кредиторы полагают, что права и законные интересы кредиторов нарушены судебным актом (включая акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а также акт о принудительном исполнении решения третейского суда), на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование кредитора, указанные лица вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и о повторном рассмотрении дела.
Предусмотренный процессуальным законодательством срок на подачу такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов данным судебным актом.
Данное дополнение очень существенно и позволит арбитражным управляющим реализовывать свои полномочия в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов. Так, например, в настоящей судебной практике существуют корпоративные споры обществ, где должник является участником (учредителем, акционером), а также споры, возникающие из хозяйственной деятельности таких обществ. При этом участие арбитражных управляющих в таких делах ставится под сомнение арбитражными судами. Между тем, доводы, заявляемые арбитражным управляющим в таких делах, могут существенно повлиять на результаты рассмотрения, что в свою очередь может повлиять на формирование конкурсной массы должника.
Также Верховный Суд РФ предлагает изменить порядок выплаты процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Большой блок изменений посвящен порядку подачи и рассмотрению судом требований кредиторов. Так, в частности, предлагаются изменения в ст. 100 Закона о банкротстве, согласно которым требование кредитора рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено пунктом 4 ст. 100.
Важные изменения касаются банкротства физических лиц, согласно которым финансовый управляющий получает право узнавать информацию не об имуществе, счетах и вкладах (депозитах) супруга гражданина – банкрота.
Также вносятся изменения о порядке принятия и рассмотрения, утверждения проекта положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина.
В целом, вышеуказанные изменения расширяют полномочия арбитражных управляющих и упрощают процедуры рассмотрения обособленных споров в рамках дела о банкротстве, что безусловно будет способствовать повышению эффективности правосудия и защите прав и законных интересов участников дела о банкротстве.