Госдума отклонила законопроект об оценке арбитражным управляющим (АУ) обоснованности требований кредиторов к должнику.
Документ был внесен Верховным судом РФ и принят Госдумой в первом чтении в мае 2019 года. Он наделял арбитражного управляющего полномочиями оценивать обоснованность требований кредиторов к должнику и включать их в реестр таких требований.
Сейчас вопрос обоснованности требований по общему правилу разрешается арбитражным судом, а требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него на основании вступивших в силу судебных актов.
Инициатором отклонения законопроекта выступил профильный комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. В целом поддерживая направленность законопроекта, комитет, тем не менее, обратил внимание на ряд существенных недостатков, которые делают невозможным его доработку ко второму чтению.
Например, процедура возложения на арбитражного управляющего обязанности по проверке обоснованности требований кредиторов, по мнению комитета, «не позволяет исключить ошибки и злоупотребления при рассмотрении требований кредиторов арбитражными управляющими». Принятие законопроекта также существенно увеличит расходы арбитражных управляющих и физическую нагрузку на них.
Помимо проверки обоснованности требований кредиторов, арбитражный управляющий будет обязан периодически информировать об их обжаловании, рассылать по электронной почте копии предъявленных ему возражений, направлять в арбитражный суд отчет о включенных в реестр требованиях кредиторов.
Законопроектом не разрешен и вопрос учета включенного в реестр требования кредитора, если против такого требования заявлены возражения или результаты его рассмотрения арбитражным управляющим оспариваются через суд. Это может создать серьезные препятствия для реализации прав кредиторов, установленных законодательством о банкротстве, считает комитет.
Помимо этого, в конце 2023 года Верховный суд внес в Госдуму другой законопроект, вносящий изменения в закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и в АПК (Арбитражный процессуальный кодекс). Комитет обращает внимание, что этот законопроект имеет аналогичную направленность, но содержит «более комплексное законодательное регулирование».