В Законе о банкротстве нет четкого указания, как финансовому управляющему производить выплаты пенсионерам, находящимся в процедуре банкротства. Многие управляющие пытаются руководствоваться общими нормами, требуя перечисления пенсий на основной счет должника, что бы эти выплаты попадали в конкурсную массу.
Пенсионный Фонд РФ, настаивает на ином порядке выплат — они считают, что пенсия выплачивается гражданину в обычном порядке — согласно его волеизъявлению и в соответствии с пенсионным законодательством. Напомню, что получатель пенсии может выбрать местом получения почтовое отделение связи и получить пенсию наличными денежными средствами — таким образом, данные денежные средства с большой долей вероятности в конкурсную массу не попадут.
В рамках дела №А60-17624/2020 финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления пенсионного фонда в части перечисления пенсионных выплат должника–банкрота на счет исправительного учреждения, обязании устранить допущенные нарушения путем возврата незаконно перечисленных денежных средств Должника.
Суды трех инстанций (первая, апелляционная и кассационная) пришли к выводу, что Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное право перед иными нормами законодательства РФ, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам УИК РФ, Закона о страховых пенсиях и Порядка.
По мнению судов, пенсия, выплачиваемая Должнику после введения процедуры реализации имущества гражданина, подлежит включению в конкурсную массу. При этом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе, на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Однако, в данном деле, Верховный Суд РФ преподнёс сюрприз всем участникам спора, решив, что выплата страховой пенсии на территории РФ производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с ЗоБ, за исключением случаев, предусмотренных ста. 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Выплата и доставка страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Судебные акты отменены, финансовому управляющему в удовлетворении заявленных требований отказано.
На мой взгляд, в данном случае ВС РФ противоречит сам себе. В одних делах он отмечает безусловный приоритет Закон о банкротстве над иным законодательством в силу специальных норм, а в этом деле он отступил от отстаивания своей позиции. Эта непоследовательность — безусловное проявление слабости — невозможно создавать устойчивость правоприменительной практики, выпуская противоречащие друг другу судебные акты.