Определение места жительства ребёнка при разводе

Практика разрешения бракоразводных споров, связанных с определением места жительства детей в основном базируется на выводах, сделанных в ходе психолого-педагогической экспертизы. Результаты экспертизы фактически рассматриваются как приоритетное обоснование (доказательство) возможности проживания ребенка с одним из родителей.

Между тем очевидно, что выводы, сделанные фактически одним человеком – экспертом, не могут в полной мере отразить всю ситуацию. Тем более, решение суда, построенное психолого-педагогической экспертизе, без учета мнения ребенка, не может отвечать принципам обоснованности и законности.

Плачущий ребёнок при разводе родителей
Плачущий ребёнок при разводе родителей

Согласно ст. 57 Семейного кодекса РФ Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При этом представляется, что только результаты экспертизы не могут быть теми случаями, когда «это противоречит интересам ребенка».

В этой связи заслуживает внимание Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 № 88-6801/2023 по делу № 2-2/2023.

Как следует из обстоятельств дела, несовершеннолетние проживают с отцом и на протяжении всего времени судебного разбирательства неоднократно выражали свое желание относительно проживания с отцом. Согласно выводам, сделанным по итогам судебной экспертизы – мнение детей не соответствует их действительным интересам, не является результатом их свободного волеизъявления, сформировано под влиянием отца, совместно с которым они проживают.

Суды первых двух инстанций посчитали, что такие результаты экспертизы могут служить достаточных обоснованием невозможности совместного проживания детей с отцом.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, указал следующее:

Соблюдение интересов детей и обязательный учет их мнения по вопросу об их проживании с одним из родителей представляют собой базовые принципы, в соответствии с которыми судам надлежит устанавливать и проверять указанные в законе существенные для разрешения такого спора обстоятельства:

  • Привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;
  • Возраст ребенка;
  • Нравственные и иные личные качества родителей;
  • Отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
  • Возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Между тем, принимая за основу выводы судебной экспертизы, суды первой и апелляционной инстанции ограничились установлением межличностных отношений участников конфликта на основании методов психологического анализа, суды не установили и не дали надлежащей оценки иным существенным для дела обстоятельствам, в том числе качественному изменению жизни несовершеннолетних (в материально-бытовом, социальном, образовательном, медицинском и других аспектах) при совместном проживании с отцом на протяжении всего времени рассмотрения гражданского дела судом, исследование и оценка которых не требует специальных познаний и назначения экспертизы.

Также суд кассационной инстанции отметил, что судами необоснованно отклонены возражения о том, что при проведении экспертизы мать с детьми не встречалась, что не позволяет достоверно установить эксперту отношения, существующие между ней и детьми, что относится к существенным для разрешения настоящего дела обстоятельствам.

Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть, что никакое доказательство не имеет заранее установленного приоритета. Все обстоятельства по делу должны быть установлены полностью и доказательства также оцениваются в комплексе. Кроме того, суды должны руководствоваться также принципом гуманизма и учитывать мнение ребенка.

Кроме того, стоит напомнить, что даже вступившее в силу решение может быть изменено и вопрос об определении места жительства ребенка может быть снова поставлен перед судом, поскольку обстоятельства совместного проживания с одним из родителей также могут измениться.