Безусловно, самое главное событие 2021 года в сфере банкротства — это ввод в действие подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, который устанавливает, что 01.01.2021г. не облагаются НДС (налог на добавленную стоимость) операции по реализации товаров и услуг, совершенные юридическими лицами (включая ИП) после вынесения судебного акта арбитражным судом о признании их банкротами.
В юридической практике очень часто бывает, что у должника остается какое-то имущество и в процедуре банкротства он продолжает его эксплуатировать. Результат этой эксплуатации может заключаться как производстве какой-либо продукции и её последующей реализации, либо в оказании услуг — например, сдачей помещения, принадлежащего должнику на праве собственности, в аренду.
Той же статьёй налогового кодекса устанавливается, что имущество юр. лица признанного судом банкротом, и попавшее в конкурсную массу с последующей целью для реализации его на торгах, не облагается НДС. При реализации такого имущества арбитражному управляющему не нужно выставлять счета-фактуры и отражать начисление НДС.
Таким образом законодатель устранил юридическую коллизию, при которой банкроты обязаны были платить НДС при использовании ими общей системы налогообложения.
Пару месяцев назад я уже рассматривал проблему учета НДС в банкротстве. Теперь уже все эти размышления хоть и сохраняют актуальную академическую ценность, но теряют актуальность.
Внесение поправок в налоговый кодекс было инициировано Конституционным судом РФ (КС), который устал разбирать жалобы на многочисленные судебные споры по вопросу налога на добавленную стоимость у организаций в банкротстве.