Калифорнийский финансовый регулятор CDFPI (Департамент финансовой защиты и инноваций Калифорнии) объявил банкротом Silicon Valley Bank (SVB) — 16-й по величине банк в США. Работа кредитной организации в основном была ориентирована на стартапы высокотехнологических компаний. SVB обслуживал почти половину всех американских компаний с венчурными инвестициями и 45% компаний в сферах IT и здоровья с венчурными инвестициями, которые вышли на биржу в прошлом году. В настоящее время Silicon Valley Bank передан под управление FDIC.
Депозиты на несколько сотен миллионов долларов хранили в этом банке многие компании, например такие, как производитель видеоигр Roblox и производитель сетевых медиаплееров Roku. Естественно, что большая часть таких вложений не подлежала страхованию. Крах Silicon Valley Bank безусловно повлиял на десятки индийских стартапов, которые по своей тупости не диверсифицировали собственные средства и использовали SVB как единственный банк.
9 марта Silicon Valley Bank срочно объявил об убытке в $1,8 млрд и пообещал выпустить дополнительно акций на $2,25 миллиарда, в надежде, что очередные дураки выкупят эти акции и таким образом докапитализируют банкрота. Это могло бы сработать, учитывая общую капитализации банка в $200 миллиардов, однако одновременно с этим сообщением выяснилось, что другой калифорнийский банк Silvergate тоже свалился в банкротство и эти новости вызвали нормальную реакцию рынка — дерьмовые активы подверглись распродаже. Одновременно вопросы появились и к ликвидности другого банка, кредитующего tech-стартапы — First Republic Bank. Среди инвесторов в технологически финансовое дерьмо началась паника. Консалтинг и штатные аналитики тут же выдали рекомендацию вкладчикам на срочный отзыв депозитов из SVB. Резкий отток денежных средств с платежного баланса вызвал резкое сокращение ликвидности банка и его неспособность удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков (банкротство). На биржевых торгах акции всего этого финансового шлака резко пошли вниз — котировки резко ушли в красную зону, обвалив индекс NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation).
Банк, действуя в ошибочной стратегии инвестирования вкладывал большую часть клиентских активов в долгосрочные облигации с низкой доходностью (казначейские облигации США и ипотечные облигации). Данная стратегия инвестирования при условии низких процентных ставок от ФРС США еще как то работала, но как только ставка взлетела до 4,5%, купленные бумаги резко подешевели и стали приносить гигантский убыток. Учитывая факт миллиардных вложений в облигации с полуторапроцентной доходностью, кассовый разрыв получился просто колоссальный. В результате неверной бизнес модели, не учитывающей рисков обвала государственных облигаций, Silicon Valley Bank рухнул в банкротство.
SVB — участник системы страхования вкладов, поэтому часть вкладчиков получат некие выплаты своих вкладов. По американскому законодательству клиентам банка должны выплатить по 250 тысяч долларов. Незастрахованным вкладчикам произведут копеечные выплаты. Остальные деньги будут выплачиваться по мере реализации активов банка в порядке очередности удовлетворения требований кредиторов.
По состоянию на 31 декабря 2022 года у SVB были активы на общую сумму $209 миллиардов, а общий объем депозитов составил $175,4 миллиардов. По состоянию на конец 2022 года SVB указывал, что 96% депозитов его клиентов превышали застрахованный лимит либо вообще не покрывались страховкой.
Из-за того, что большое количество банков держит на балансе казначейские облигации (а так же и ипотечные), которых наштамповали в последние годы на десяток триллионов, рост ставки ФРС очень сильно бьет по их рыночной стоимости. В результате наблюдается дикая разница между рыночной стоимостью и стоимостью справедливой. В момент, когда на фондовый рынок выходят долговые бумаги топовых эмитентов под 4-5% годовых, никому нафиг не нужны облигации под 1-2% и они тупо попадают под распродажу. Собственно, сами вкладчики банков, переводя средства с депозитов под 0-1% годовых либо в другие банки под процент поприятнее, либо в те же облигации, тем самым уменьшают ликвидность банка — количество доступных денег в моменте. Массовый вывод средств из SVB и повлек за собой коллапс — 9 марта 2023г. банк закончил с отрицательным остатком средств на счетах размером в 958 миллионов долларов. В этот день из банка вывели 42 миллиарда долларов, да еще и на фоне коллапса в банке Silvergate.
Справедливости ради нужно отметить, что риск-менеджмент в SVB — это полный трэш. CRO (Chief risk office — директор по рискам) срочно нужно выдать волчий билет и вообще не подпускать к финансовым организациям. Максимум доступной работы — на кассу в WalMart. Банк, кредитующий стартапы и хранящий средства венчурных инвесторов, всегда должен был быть готов к тому, что он может стать первой падающей доминошкой и любое изменение конъюнктуры может свалить его в банкротство.
Впрочем, подобное можно отнести ко всему банковскому сектору США — разница между рыночной и справедливой стоимостью активов (нереализованные убытки) сейчас огромные почти во всех топовых банках. Например, в Bank of America — 43% от совокупного капитала, в Wells Fargo, который пару лет назад чуть не помер — 25%. По этому поводу сейчас поднимается волна паники относительно Signature Bank, который тоже брезгует диверсификацией. First Republic Bank, в котором, в отличие от SVB или Signature, хранят депозиты состоятельные люди, в лююой момент может случится бэнкран. Это вполне логично, поскольку всегда есть места, куда сложить кэш намного интереснее, чем в депозиты, где схлопывание ликвидности может привести банк к несостоятельности.
Крах Silicon Valley Bank вызывает у инвесторов обоснованные опасения, что проблема, вызванная повышением базовой ставки, может быть системной и приведет к обрушению банковской системы, выстроенной на дешевом кредитовании.
UPDATE от 13.03.2023г.:
Signature Bank с активами в 110 млрд долларов, благополучно помер.