Социальная справедливость с точки зрения кредиторов. Ужесточение процедуры списания долговых обязательств для должников-банкротов.
В интернете начали сбор подписей для передачи на голосование в госдуму новой гражданской инициативы — внести в закон о банкротстве (ФЗ №127 о несостоятельности) новую статью о запрете выезда за пределы Российской Федерации граждан, которые были признанны арбитражным судом банкротами на срок в течение 10 лет. Исключением из закона для выезда за границу должника-банкрота предполагается сделать только для исключительных случаев, связанных со смертью его близких родственников.
Все это подается под предлогом того, что введение данной законодательной нормы в некоторой степени усложнит жизнь должникам, и какой-то степени уменьшит процесс трудно оспоримого кредиторами вывода активов задолго заранее (например оформление недвижимого имущества на третьих лиц) и увеличение отображения реального уровня доходов. Каким образом это будет происходить в реальной жизни авторами инициативы не раскрывается. Голословные утверждения, на основании которых делаются такие громкие, ничем не подтвержденные выводы, способны вызвать только недоумение в профессиональной среде арбитражных управляющих.
Закон о банкротстве уже содержит в себе норму, по которой Арбитражный суд по мотивированному ходатайству финансового управляющего может вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина за пределы РФ.
Кратко напомню, что согласно ст. 213.30 ЗоБ последствиями признания гражданина банкротом являются:
- В течение 5 лет после завершения процедуры банкротства или прекращения производства по делу, должник не вправе брать кредиты без уведомления того факта, что он прошел процедуру банкротства.
- В течение 5 лет после завершения процедуры банкротства или прекращения производства по делу, не может быть повторно возбуждена новая процедура банкротства по заявлению самого должника (если заявление будет подано кредитором — то может) с целью списания долгов.
- В течение 3 лет после завершения процедуры банкротства или прекращения производства по делу, должник не имеет права занимать должности в органах управления юридического лица, или другим путем участвовать в управлении юридическим лицом; в течение 10 лет не имеет права занимать должности в органах управления кредитной организации, или другим путем участвовать в управлении кредитной организацией; в течение 5 лет должник не имеет права занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, или другим путем участвовать в управлении такими организациями.
На мой взгляд, данная затея — абсолютно глупая и вряд-ли когда в обозримом будущем станет тем фактором, которого испугаются должники. Те банкроты, которые сидят реально без денег, выехать за границу отдохнуть и так не смогут, а те кто украл миллиарды и скрывается от правосудия — сами сбегают из страны еще до того момента, как их привлекают к субсидиарной ответственности. Кроме того, инициатива не учитывает того фактора, что у любого должника могут быть родственники, которые абсолютно легально могут профинансировать поездку за рубеж. А уж про спонсорство для молодых девушек, любящих пожить в кредит и за чужой счет, я подробно писать не буду.
Что делать в случае, если должнику потребуется организовать медицинское лечение у профильных специалистов за границей, в этой гражданской инициативе тоже не упоминается. По всей видимости, должникам предлагается лечиться корой дуба, настойкой боярышника и никогда не болеть (включая осложнения от короновируса).
Если рассматривать другой социальный фактор — алиментный, то законом уже предусмотрено, что алиментные обязательства процедурой банкротства не списываются. Таким образом, дети должников хоть каким-то образом защищены от полного разграбления семейного бюджета конкурсными кредиторами.